Нажмите для увеличения
Управление страхом
Техника «Быстрое лечение фобий»
Когда психологи изучали фобии, они шли на улицу и находили сотни людей с фобиями. Они шли только за теми людьми, которые не знали как преодолеть проблему! Я избрал другой способ. Я пошёл и нашёл двух человек, у которых была фобия и которые её преодолели. Затем я изучил, как они сделали это.
Я научился этому у Милтона Эриксона, у которого были уникальные таланты. Когда у его клиента была проблема, он всегда искал тех, у кого её не было. Затем он находил способ как сделать тех, у кого трудность есть, похожими на людей, у кого её нет.
Для выполнения техники «Быстрое лечение фобий» нужен один полезный навык: множественная диссоциация. Мы можем наблюдать за собой, видеть себя в ситуации со стороны – это одинарная диссоциация. А можем наблюдать за собой, наблюдающим за собой – это уже двойная диссоциация. А можем наблюдать за собой, наблюдающим за собой, наблюдающим за собой – это уже тройная диссоциация.
Это всё конечно кажется извращением ума,
но при каждом следующем уровне диссоциации, степень вовлечённости в ситуацию уменьшается.
Так что, если вам нужно уменьшить переживания от события, но при этом каким-то образом вспомнить о нём – двойная-тройная диссоциация может быть весьма полезной.
Упражнение «Множественная диссоциация»
Потренируйтесь в множественной диссоциации.
1 ступень: представьте, что вы смотрите фильм о том, что происходит с вами прямо сейчас.
2 ступень: теперь представьте, что вы наблюдаете за собой, смотрящим фильм о себе.
3 ступень: а теперь вы видите себя наблюдающего за собой.
Упражнение «Уменьшение переживания»
Теперь потренируемся оценивать уровень изменения переживания при множественной диссоциации.
1. Возьмите какое-то событие, воспоминание о котором вызывает у вас сильные переживания.
То есть эти чувства у вас прямо сейчас, когда вы об этой ситуации думаете, а не были когда это происходило.
2. Оцените степень интенсивности этого переживания. Например:
• злость - 8;
• радость - 9;
• обида - 10;
• азарт - 7.
3. Теперь сделайте множественную диссоциацию от этой ситуации, оценивая насколько снижается интенсивность переживания при каждой ступени диссоциации. Трёх ступеней диссоциации будет достаточно.
Например:
Без диссоциации: злость - 8;
1 ступень: злость - 3;
2 ступень: злость - 1;
3 ступень: злость - 0.
⏱ Проделайте это упражнение ещё с 3-5 ситуациями.
Эта техника работает с сильными якорями на страх, фобию, злость, гнев, влюблённость и т.п., но не работает с паническими атаками - они имеют другую структуру.
Для выполнения техники вам нужно будет сделать несколько вещей: поставить себе сильный положительный якорь, сделать фильм про объект состояния и научиться его быстро проматывать вперёд и назад, ассоциироваться в этот фильм и пройти ситуацию изнутри задом наперёд. То есть нужны навыки:
умение многомерной диссоциации и диссоциированного просмотр событий задом на перёд;
ассоциированное проживание события в обратном порядке;
быстрая ассоциация в визуальный образ и быстрая диссоциация из него.
А теперь подробнее.
0. С чем работаем
Определите, якорь на какое состояние вы хотите разрушить – я его буду обозначать Я–.
При этом помните, что разрушается только якорь, состояния как были, так и остаются – то есть, если разрушить якорь на ненависть, то исчезнет ненависть к конкретному «объекту», но способность испытывать ненависть никуда не денется.
При помощи техники «Быстрое лечение фобий» с собой можно работать с якорями практически на любые сильные состояния, как положительные, так и отрицательные: влюблённость, злость, восхищение, восторг, злость, ненависть. За исключением фобий, сильный страхов, ужасов – то тут уже потребуется оператор.
1. Создание мощного ресурсного якоря
Поставьте себе якорь на сильное положительное состояние или состояния: счастье, радость, спокойствие…
Можно использовать набор состояний из «Круга совершенства».
Главное условие: якорь должен быть кинестетический – сжатие кулака, прикосновение к бедру, соединение пальцев. Здесь он будет обозначен как Я+.
2. Диссоциация
На этом этапе вам нужно создать диссоциированный фильм об объекте, вызывающем состояние.
Напоминаю, что диссоциированный – это такой, в котором вы видите себя со стороны.
а) Простая диссоциация
Вспомните два события – одно до «включения» Я–, когда ещё всё хорошо, - и другое – после «выключения» Я–, когда уже всё хорошо. Например, если вы на кого-то злитесь, то первое событие – когда вы ещё не злитесь, второе – когда вы уже не злитесь. Сделайте фотографии этих событий – чёрно-белую первого и цветную второго, будем их называть слайд №1 и слайд №2.
б) Двойная диссоциация
Представьте, что вы сидите перед телевизором, по которому будут показывать фильм про вас. А теперь шагните ещё назад – и вы видите себя, сидящем перед телевизором, по которому показывают фильм про вас. И у вас в руках пульт от видеомагнитофона, в который вставлена кассета с записью этой ситуации – и вы можете ускорить её, замедлить, остановить или вообще выключить.
Можно взять любую другую метафору управления просмотром фильма – вы киномеханик в будке, вы смотрите фильм на экране и у вас пульт управления от проектора и так далее.
3. Быстрый просмотр черно-белого фильма
Запустите положительный ресурсный якорь Я+ и удерживайте его во время просмотра фильма.
Теперь можно собрать и весь фильм – начинаться он будет с чёрно-белой фотографии первой ситуации, слайда № 1,
потом чёрно-белый фильм про ситуацию с объектом, вызывающим нежелательное состояние Я–,
последний кадр – цветная фотография второй ситуации, слайд № 2.
Весь фильм черно-белый, за исключением слайда №2 – он цветной!
Находясь во второй ступени диссоциации просмотрите чёрно-белый фильм, удерживая якорь Я+, начинающийся со слайда №1 и заканчивающийся слайдом №2. Просмотрите фильм несколько раз, с каждым разом увеличивая скорость просмотра. Повторяйте просмотр до тех пор, пока не научитесь делать это очень быстро.
4. Разрушение паттерна
1. Запустите положительный ресурсный якорь Я+ и удерживайте его во время просмотра фильма.
2. Находясь во 2-й ступени диссоциации очень быстро просмотрите черно-белый фильм, от чёрно-белого слайда № 1 до цветного слайда №2.
3. После чего ассоциируйтесь с цветным слайдом №2 – то есть «войдите» в него.
4. После ассоциации со слайдом №2, быстро ассоциированно проживите все события задом на перёд от слайда №2 до черно-белого слайда №1.
5. Дойдя до слайда №1 вернитесь обратно в двойную диссоциацию.
6. После этого погасите экран.
Порядок просмотра:
Диссоциация
Черно-белое кино от слайда № 1 до слайда №2. Последний слайд цветной.
Ассоциация
Ассоциация в цветной слайд №2
Быстрый просмотр фильма задом наперед от слайда №2 до слайда №1
Диссоциация
Быстрая диссоциация
Экран гасится
Пройдите этот процесс несколько раз, пока не получится достаточно быстро.
5. Проверка работоспособности
Вспомните объект, раньше вызывавший нежелательное состояние и откалибруйте собственную реакцию. Сделайте, по возможности, поведенческую проверку. Если не сработало – вернитесь на первый шаг и пройдите процесс заново, при этом проверьте, что:
Проверьте Я+ - якорь должен быть достаточно «мощным» и его нужно удерживать во время каждого просмотра фильма.
Прокрутка фильма должна быть максимально быстрой.
Во время диссоциированного просмотра фильма вы находитесь во 2-й ступени диссоциации – видите себя, сидящего перед телевизором и смотрящего фильм про себя.
Перепроживание ситуации должно быть ассоциированным, очень быстрым и задом-наперёд.
6. Подстройка к будущему
Представьте себе возможную встречу в будущем с объектом нежелательного. Найдите точную сенсорной информацию о «критериях осторожности»: как вы будете понимать, что ситуация безопасна, а когда стоит быть осторожным и аккуратным.
При работе с фобиями, после шага 4 неплохо сделать несколько сессий «EMDR».
Теги:
Поделиться:
Подпишитесь на наш Telegram
Получайте свежие статьи первыми!

Написать комментарий
Комментариев пока нет
Станьте первым, кто оставит комментарий!