Американский психолог Уильям Марстон изучал типы поведения личности. Еще в 1928 году он выпустил книгу «Эмоции нормальных людей», в которой изложил теорию DISC. DISC — это методология исследования поведения людей на основе четырехсекторной модели с двумя осями: Одна ось указывает на поведение — активное или пассивное. Другая ось идентифицирует окружающую среду, как ее воспринимает сам человек. Она может быть враждебной или дружественной/благоприятной. Согласно теории люди желают оставаться пассивными либо проявлять активность в зависимости от того, как они воспринимают окружающую среду: как дружественную или враждебную.
Таким образом, формируется 4 сектора:
Активное поведение в противоборствующей среде (D).
Активное поведение в дружественной среде (I).
Пассивное поведение в дружественной среде (S).
Пассивное поведение в противоборствующей среде ©.
Важно понимать, что DISC рассматривает только стили поведения, но не оценивает умственные способности, эмоциональный интеллект и профессиональные компетенции человека. Результаты оценки могут меняться под влиянием внешних обстоятельств и факторов, а также с течением времени.
Например, человек переходит на другую должность или меняет компанию. Тогда модель его поведения может через некоторое время измениться. Поэтому стоит повторно проходить DISC хотя бы раз в год или когда в жизни наступают существенные перемены — не обязательно профессиональные
Характеристика типов личности
В методологии DISC типы личности делятся на 4 типа: доминирование (D), влияние (I), стабильность (S), адаптивность ( С ).
D — доминирование (активные действия во враждебной среде)
Такие люди любят находиться в высококонкурентной среде — они завоеватели, ориентированные на результат. Это достигаторы, которых мотивирует к действиям накаленная вокруг атмосфера или соревновательная среда.
Для каких ролей наиболее характерен тип: сейлз, коммерческий директор.
I — влияние (активные действия в дружественной среде)
Люди, которые относятся к типу I, влияют на окружающих в позитивной форме и вовлекают их в процессы. Они максимально открыты к коммуникациям и в первую очередь ориентируются на человеческие взаимоотношения.
Проявляют активное поведение, используя силу убеждения, чтобы уйти от враждебных ситуаций к более благоприятным.
Для каких ролей наиболее характерен тип: HR.
S — стабильность (пассивные действия в дружественной среде)
Эти люди чувствуют себя комфортно, когда работают с отлаженными процессами, в среде, где все спокойно и нет противоборствующих сил. Они надежные, методичные, исполнительные, упорные и добродушные — их можно назвать «рабочими пчелками». Стремятся поддерживать нейтралитет до тех пор, пока враждебность в окружающей среде не прекратится.
Считается, что руководитель непременно должен относиться к типу D, то есть быть доминатором с жесткой ориентацией на результат. Якобы иначе он не справится с развитием бизнеса. Но это не всегда так: например, если компания связана с сервисом и занимается предоставлением услуг, то ее директор может относиться к типу S.
Для каких ролей наиболее характерен тип: сервисный отдел, сотрудники бухгалтерии.
C — адаптивность (пассивные действия во враждебной среде)
Люди типа C эффективно работают в бурной атмосфере и быстро адаптируются к изменениям. Но, в отличие от D, они осторожные, логичные, системные, последовательные, законопослушные, точные.
Как правило, у них аналитический склад ума. Стремятся свести на нет степень противостояния и таким образом избежать проблем или конфликта.
Для каких ролей наиболее характерен тип: сотрудники операционного, аналитического и юридического отделов.
Маркеры поведения каждого типа