🌟 Друзья, привет! 🌟 Сегодня поговорим о логических уровнях в НЛП. Это мощный инструмент для личностного роста и самопознания. На каждом уровне мы можем по-новому взглянуть на свои цели и задачи. 🧠 Интересный факт: Роберт Дилтс, создатель концепции логических уровней, считал, что изменения на более высоких уровнях (напр., идентичность) приводят к изменениям на более низких уровнях (поведение). Вот краткий обзор логических уровней: 1️⃣ Окружение — Где? Когда? С кем? 2️⃣ Поведение — Что я делаю? 3️⃣ Способности — Как я это делаю? 4️⃣ Убеждения и ценности — Почему я это делаю? 5️⃣ Идентичность — Кто я? 6️⃣ Миссия — Для чего всё это? ✔️ Это не просто теория. Это реальный инструмент для трансформации! 💬 Что вы думаете об этом подходе? На каких уровнях вы хотели бы поработать? 🤔 🗨️ Делитесь своими мыслями в комментариях! Ваш опыт может быть полезен другим! Не забывайте, мы вместе шаг за шагом становимся лучше! 🚀 НЛП #ЛогическиеУровни #ЛичностныйРост Берегите себя и до новых встреч! 🌈
Логические уровни помогают нам понять, что различные аспекты нашей жизни и поведения связаны и взаимозависимы. Идентифицируя и работая с каждым уровнем, мы можем увидеть картину своих мыслей и действий в новом свете. Начав с окружающей нас обстановки и дойдя до своих внутренних ценностей и убеждений, мы можем понять, как различные факторы влияют на наше поведение и достижения.
Когда мы изучаем свои способности и навыки, мы узнаем, как можем улучшить свои действия, чтобы достичь желаемых результатов более эффективно. Например, осознавая свои сильные стороны и зоны развития, мы можем создать стратегии для их улучшения и применения. Это, в свою очередь, поможет нам развивать новые, более продуктивные привычки и поведения. Важно помнить, что работа с уровнем убеждений и ценностей является ключевой для устойчивых изменений, так как наши внутренние установки определяют, почему мы действуем так, а не иначе.
Работая на уровне идентичности, мы глубже понимаем свою личность, свои цель и смысл жизни. Этот уровень неразрывно связан с нашей миссией и тем наследием, которое мы хотим оставить. Определяя свою миссию, мы обретаем ясность и направленность в жизни, что помогает нам преодолевать преграды и двигаться вперед. Важно, что основное внимание уделяется не только внешним изменениям, но и внутреннему самосознанию и самопринятию.
И, наконец, логические уровни дают нам возможность структурировать и яснее видеть свои цели и пути. Осознавая взаимосвязи между уровнями, мы можем создавать глубоко личные и эффективные стратегии для их достижения. Помните, что каждый шаг на этом пути — это вклад в ваше развитие и рост. Поделитесь своими мыслями и опытом работы с логическими уровнями в комментариях. Ваша история может вдохновить и других на путь самопознания и улучшения.
Пирамида Дилтса – модель логических уровней:
1 базовый уровень «Окружение» – объединяет то, что окружает каждого из нас. Это место жительства и условия, в которых мы живем, домашняя и рабочая обстановка, люди, с которыми мы общаемся. Здесь мы отвечаем себе на вопрос «Что я имею?»
2 уровень «Поведение» – подразумевает нашу деятельность дома и на работе, когда мы контактируем с другими людьми или же находимся наедине с собой. Ключевым вопросом уровня является «Что я делаю?»
3 уровень «Способности и возможности» – включает навыки, знания и таланты человека от кулинарных и спортивных до рабочих и управленческих. Ключевым вопросом является «Как я выбираю?»
4 уровень «Ценности и убеждения»– говорит сам за себя и подразумевает широкий комплекс понятий: воспитание, образование, менталитет, культура. Ключевой вопрос «Во что я верю?»
5 уровень «Идентичность» – подразумевает ответ на вопрос «Кто я?» и прочие аспекты самоидентификации.
6 уровень или вершина пирамиды «Миссия» – символизирует цели и устремления человека, поиск ответа на вопрос «Зачем я живу?» в самом широком смысле.
Основная часть жизни среднестатистического человека происходит на первых двух уровнях. Получить образование и профессию, построить романтические и/или семейные отношения, купить модную одежду и гаджеты, приобрести квартиру и машину – это все составляющие уровней «Окружение» и «Поведение».
Люди творческие и целеустремленные достаточно много времени проводят на третьем уровне, развивая свои способности и открывая для себя новые возможности. На верхние уровни в суматохе дней времени обычно не хватает, а ведь именно там находятся ответы на наши основные животрепещущие вопросы.
Теперь, когда мы выяснили, как выглядит пирамида логических уровней Роберта Дилтса, самое время разобраться, как она работает.
Логическая пирамида Дилтса: как пользоваться?
Мы уже начали говорить о том, что логическая пирамида Роберта Дилтса позволяет «разложить» проблему на составляющие и лучше разобраться в ее сути. Как это выглядит на практике? Давайте разберем пошаговый алгоритм использования пирамиды Дилтса!
Алгоритм работы с пирамидой Дилтса:
Шаг 1 – записать проблему максимально подробно. Зачастую уже одного этого достаточно, чтобы приблизиться к ее решению. Пока проблема только «крутится в голове», она не может быть четко сформулирована и структурирована. При работе с формулировками становятся ясны нюансы, на которые вы раньше не обращали внимание.
Шаг 2– определиться, на каком уровне пирамиды находится проблема. Условно говоря, если вам не нравится работа в склочном коллективе, эта проблема относится к уровню 1 «Окружение». Если вы набираете лишний вес из-за собственного неуемного аппетита, это уже уровень 2 «Поведение». Если вы хотите научиться танцевать танго, это уровень 3 «Способности и возможности».
Шаг 3– определившись с уровнем проблемы, поднимаемся на один уровень выше и ищем решение проблемы там. Если не находим, тогда поднимаемся еще на уровень выше и двигаемся таким образом, пока решение не станет очевидным.
Так выглядит пошаговый алгоритм использования пирамиды Дилтса в самом общем виде. Думается, для более глубокого понимания, как работает пирамида Дилтса, пример из реальной жизни был бы весьма кстати. Очень наглядно алгоритм применения этой схемы рассмотрен в статье «Как решить проблему любой сложности с помощью «пирамиды Дилтса» [Л. Парфентьева, 2019]. По заверениям автора, работа с уровнями пирамиды помогла ее подруге, мечтавшей о карьере директора коммерческой фирмы, лучше понять свои устремления и сберечь нервные клетки в ситуации, когда не все получалось.
Изначально суть проблемы состояла в том, что подруга изо всех сил старалась справляться со своими обязанностями и нарабатывать управленческие компетенции, однако вышестоящее руководство, ответственное за подбор управленческих кадров для нижестоящих структур, будто не замечало ее заслуг и не уважало ее усилий. Автор статьи предложила подруге «пройтись» по пирамиде логических уровней Дилтса и попытаться найти решение проблемы. Начали, как и положено, с самого основания пирамиды логических уровней.
Пирамида Дилтса, пример использования №1:
Анализ «Окружения» предполагал поиск ответа, кто именно должен был бы замечать и уважать заслуги. Составили список руководителей, от мнения которых зависело карьерное продвижение, и включили в него имена ключевых специалистов плюс имя самой подруги.
Анализ уровня «Поведения» включал конкретизацию того, что именно подразумевается под уважением и по каким признакам подруга поймет, что ее уважают. Выяснилось, что достаточным основанием к этому будет внимание ко всем ее предложениям, положительная устная оценка ее успехов и приобщение к более сложным и интересным проектам.
Для уровня «Способности и возможности» был составлен список недостающих компетенций, которые нужно получить в ближайшее время, чтобы полностью соответствовать формальным и неформальным требованиям, предъявляемым к директору фирмы.
Для уровня «Ценности» нужно было выяснить, почему подруге так важно, чтобы ее заслуги ценили и уважали. Все ответы были записаны: а) чтобы получить повышение, б) чтобы к женщине в бизнесе относились с тем же уважением, как относятся к мужчинам, в) чтобы понимать для самой себя, на что она способна и насколько она ценный специалист.
На уровне «Идентичность» был составлен список, какой, в понимании подруги, она должна стать, чтобы ее уважали. В получившемся длинном перечне качеств превалировали слова «нужной» и «востребованной».
На уровне «Миссия» искали ответ на самый главный вопрос: зачем? Вопрос сложный, и подруга остановилась на варианте ответа «понимать, что она нужна миру, доказать себе, семье и бывшим школьным учителям, что она способна добиться успеха».
К каким выводам пришла автор статьи вместе с подругой после «путешествия» по уровням пирамиды Дилтса? Как минимум, полностью подтвердилось предположение, что решение всегда лежит на более высоком уровне, нежели тот, на котором проблема возникла [Л. Парфентьева, 2019].
У подруги проблема (добиться уважения) находится на уровне «Ценности», а решение нужно было искать двумя уровнями выше, на самой вершине пирамиды. Как выяснилось, стремление сделать карьеру и стать директором фирмы исходит из желания показать себе, бывшим учителям и родителям, на что она способна.
По большому счету, не слишком ценящие ее усилия вышестоящие руководители вообще не при чем к ее проблеме. Во всяком случае именно так интерпретировали результаты анализа автор статьи и ее подруга.