ПАТТЕРНЫ МЕТАМОДЕЛИ Каждому из способов познания мира соответствует свой способ обеднения поверхностной структуры: опущение - потери при сборе информации; обобщение - создание ограничений; искажение - ошибочный формулировки. Соответственно, реакции на каждый тип нарушений: опущение– восстановить утерянную информацию; обобщение – выйти за границы; искажение – восстановить правильную структуру.
К опущениям относятся паттерны: неопределённый референтный индекс, неконкретные глаголы, утраченный перформатив и номинализации.
К обобщениям: кванторы всеобщности и модальные операторы возможности и необходимости.
К искажениям: сравнение с умолчанием, причина и следствие и чтение мыслей.
Подробное описание паттернов
Неконкретные существительные и местоимения
Существительные могут быть более или менее конкретными: «мышь» конкретнее чем «грызун», а «грызун», в свою очередь, конкретнее чем «животное». Местоимения либо требуют предварительного сообщения о том, кто «он», «она», «это», либо описывают что-то крайне неконкретное: «нечто», «некто», «некоторый». Чтобы выяснить, что эти существительные и местоимения обозначают, начинаем задавать вопросы на уточнение: «Кто/ что/ какой конкретно?»
- Собаки злые.
- Какие именно собаки.
- Он разбил.
- О ком ты говоришь? И что именно он разбил?
- Произошло нечто.
- Что конкретно произошло?
Неконкретные глаголы
понимать, знать, уважать, научиться, вспомнить, игнорировать, одобрить
Глагол описывает процесс очень неопределённо: «он не понимает», «меня разозлили», «я обобряю». Просто уточняем: «Как именно?»
- Она не уважает меня.
- Как именно она это делает?
- Я просто знаю это.
- Как именно вы об этом узнаёте?
Номинализации
разговор, еда, болезнь, совесть, злоба, взгляд, удивление, свобода, разрыв, дружба, рыбалка
Номинализации - «овеществлённые» процессы, то есть действие описывается существительным. Вроде: «разговор, еда, любовь, болезнь» вместо «разговаривать, есть, любить, болеть».
Стандартная проверка: «Можно ли это положить в тележку?». Бутылку, стол, собаку, дерево положить можно, а разговор, счастье, встречу - нельзя. Ещё один способ, попробовать составить фразу с глаголом «продолжающийся» (во времени), если такая фраза получается осмысленной, то существительное номинализация. Фразы «продолжающийся спор, продолжающаяся болезнь, продолжающаяся вечеринка» достаточно осмысленны. А «продолжающиеся очки», «продолжающаяся собака», «продолжающийся кактус» не очень.
Правда, «продолжающаяся верёвка» сказать можно, но в смысле «продолжается в пространстве».
Способ реакции: использовать номинализацию в качестве сказуемого.
- У меня был разговор.
- С кем ты разговаривал?
- У него обида.
- На кого он обиделся?
- Удивление.
- Кто удивился?
Утраченный перформатив
известно, установлено, психологи знают, учёные утверждают
Высказывание оценочного суждения, без сообщения о его авторе (источнике). Узнаём, кто автор: «Кем установлено?», «Какие учёные?»
- Известно, что Иванов лодырь.
- Кто так решил?
- Педагоги считают, что детям помогать нельзя.
- Какие именно педагоги?
Кванторы всеобщности
все, всегда, вечно, всё, никто, никогда, нигде, каждый
Кванторы всеобщности сообщают, что высказывание относится ко всему множеству или процессу: «все мужчины», «всегда опаздывает», «никогда не говори», «никто не верит». Задача здесь уточнить, действительно ли нет исключений. Делается это несколькими способами.
Преувеличение - сверхобобщаем ситуацию.
- Меня никто не любит!
- Что, к тебе абсолютно ни одно существо на Земле не испытывает ни капельки любви?
Усиление интонацией - маркируем интонацией квантор.
- Ты всегда опаздываешь!
- Я всегда опаздываю?
Исключение из правил - просто спрашиваем, были ли исключения или ищем противоположный пример.
- Меня все обижают.
- Был ли человек, который не обижал тебя?
- Все лгут!
- Ты сейчас тоже лжешь?
Модальные операторы возможности и необходимости
должен, обязан, вынужден, запрещено, не могу, не способен
Фразы вроде «ты должен», «я не могу», «они обязаны» очень сильно ограничивают поведение. Выясняем: «Что мешает?», «Что будет, если ты это сделаешь?», «Кто запретил?».
- Я должен приходить на работу вовремя.
- Что произойдёт, если ты немного опоздаешь?
- Мне запрещено говорить об этом.
- Кто тебе это запретил?
- Я не могу сделать это.
- Что тебе мешает?
Сравнение с умолчанием
лучше, хуже, правильней, важнее, умнее, качественнее
Тут мы реагируем на отсутствие «эталона» для сравнения: «Панасоник» лучше», «этот институт хуже», «важнее сделать вовремя».
- Бутусов поёт лучше.
- Лучше чем кто?
- Японцы делают качественнее.
- Делают качественнее по сравнению с кем?
- Перельман умнее.
- Кого умнее Перельман? И в чём?