Доброжелательность или фактор А в «Большой пятерке» указывает на высокий уровень эмоционального интеллекта и эмпатии, готовность помогать другим, терпимость, уважение к чужим взглядам и чувствам. Это черта личности, характеризующая то, как человек относится к другим людям. На шкале «Доброжелательность» принято выделять подшкалы: Доверие Нравственность Альтруизм Сотрудничество Скромность Сочувствие
Высокий балл
Личности с высокими показателями доброжелательности эмпатичны. Они заинтересованы не только в собственном благополучии, но также в удовлетворении потребностей и благополучии других людей. Такие люди отзывчивы, с готовностью идут на сотрудничество, стремятся помогать окружающим из искренних побуждений. Им свойственны честность, нравственность, чувство справедливости. Они не любят идти на конфронтацию, предпочитая компромиссы. Даже если при этом приходится отказываться от удовлетворения своих потребностей.
Крайне высокие баллы могут указывать на склонность к конформизму.
Низкий балл
Люди с низким уровнем доброжелательности эгоцентричны и не проявляют особого интереса к коллективному и общественному благополучию. Разумеется, это не говорит о том, что перед вами беспринципные и аморальные нарциссы. В то же время, низкий балл по шкале «Доброжелательность» часто набирают люди с такими чертами личности, как нескромность, высокомерность, недостаток доверия. Иногда они могут быть безжалостными. Но при этом обычно имеют хорошо развитое критическое мышление и способны принимать беспристрастные решения.
Добросовестность
Добросовестность — пятый аспект
Наконец, пятый аспект, который принимает во внимание модель изучения личности «Большая пятерка» – добросовестность (фактор C). Он помогает понять, насколько человек надежен, организован, целеустремлен и мотивирован. Добросовестность – это также дисциплина, продуктивность, ответственность. Здесь оценка проводится по следующим шкалам:
Эффективность
Организованность
Ответственность
Самодисциплина
Целеустремленность
Осторожность
Высокий балл
Люди с высокими показателями добросовестности – практически идеальные сотрудники. Они надежны, пунктуальны, дисциплинированы, обладают самоконтролем и доводят дела до конца. Им нравится жить по расписанию, планировать, составлять списки. Как правило, это хорошо мотивированные, целеустремленные личности, которые умеют достигать поставленных целей и знают, как это делать. Им свойственно держать обещания, из-за чего им охотнее доверяют.
При этом личности с высокой добросовестностью часто педантичны и склонны к перфекционизму. Достаточно многих людей, набравших высокие баллы по этому фактору, можно назвать типичными трудоголиками.
Низкий балл
Личности с низким уровнем добросовестности испытывают недостаток мотивации и имеют проблемы с самодисциплиной. Они склонны лениться, прокрастинировать, легко отвлекаться. Часто это безответственные, слабовольные и беспечные люди. В числе других характеристик, которые могут быть свойственны обладателям низкого балла по шкале С – неорганизованность, рассеянность, неосторожность. Они часто довольствуются минимумом работы, из-за чего редко добиваются впечатляющих карьерных высот.