Личностный тест «Большая пятерка» часто называют одним из немногих, действительно заслуживающих внимания и потраченного времени.Один из самых универсальных и востребованных исследовательских методов в психологии личности – тест «Большая пятерка» (Big Five). В его основе лежат пятифакторная модель личности, лексический подход и факторный анализ. На базе модели Big Five построено несколько методик тестирования, которые популярны из-за довольно высокой точности результатов, а также возможности предсказывать поведение человека на их основании.
Что представляет собой модель Big Five
«Большая пятерка» в психологии – это универсальный эмпирический метод исследования, в основе которого лежит теория черт личности. Согласно ей, личность состоит из определенных черт или факторов – моделей поведения, которые человек использует сходным образом в разных ситуациях. В отличие от ряда других моделей (например, метода британского психолога Реймонда Кэттела, учитывающего целых шестнадцать факторов), Big Five построена всего на пяти личностных чертах.
Немного истории
Предшественником современной Big Five часто называют трехфакторную модель личности, разработанную немецко-британским психологом Гансом Айзенком, известного также как создателя факторной теории личности и IQ-теста. Сам термин «Большая пятерка» был впервые упомянут в 1981 г., хотя первые исследования в этой области проводились еще в 1960-х разными психологами.
Начиная с 1990-х годов, модель сравнялась по индексу цитирования с трехфакторной моделью Айзенка, а в 2000-х превзошла ее по этому параметру в несколько десятков раз. Сегодня тесты на основе «Большой пятерки» активно используются для диагностики характеристик личности. Чаще всего его используют специалисты по персоналу при приеме на работу новых сотрудников.
Пять факторов личности в модели Big Five
Как следует из названия, модель Big Five включает пять аспектов личности:
Открытость опыту
Невротизм (нейротизм)
Экстраверсия
Доброжелательность
Добросовестность
Рассмотрим каждый из факторов подробнее.
Открытость опыту
Под уровнем открытости новому опыту (фактор О) понимают стремление и готовность человека обогащать свой жизненный опыт, при необходимости выходить из зоны комфорта. Этот фактор обычно связывают с интеллектом, воображением, гибкостью, умением мыслить нестандартно. Открытость опыту включает следующие критерии:
Фантазия или активное воображение
Творческие интересы
Авантюрность (предпочтение разнообразия)
Эмоциональность
Интеллект
Психологический либерализм или вызов авторитетам
Результаты тестов показывают, что очень высокие/низкие баллы по этой шкале набирают около 20% опрошенных. 80% людей демонстрируют средний результат.
Высокий балл
Люди с высокой открытостью новому жизненному опыту стремятся к разнообразию, а также переменам, адекватно реагируя на необходимость выйти из зоны комфорта. Как правило, они любопытны, оригинальны, любят и умеют мыслить нестандартно. Такие личности готовы рисковать и обычно демонстрируют широкий кругозор. Как правило, они мотивированы получать новые знания и склонны к самоанализу.
Низкий балл
Люди с низкой открытостью – консерваторы. Они закрыты для новых опытов, не любят риск, перемены. Для таких личностей характеры традиционные мировоззрения и модели поведения. Новым впечатлениям они предпочитают рутину, а их круг интересов традиционно ниже, чем у людей с высокой открытостью. Это люди, которые с трудом адаптируются к непривычным условиям.